| 
 | |||||||||||||||
|  |  | 
 
 
 | ЕВГЕНИЙ БОГАТЕВГЕНИЙ БОГАТ был журналистом, работал в “Литературной газете”, ездил в командировки, дежурил в редакции, сидел на собраниях, вникал в жалобы. Но когда он садился за стол и писал очерки – он выпадал из своего времени и обретал какую-то невероятную свободу. А мы, читая Богата, тоже будто выходили на волю и накоротке беседовали с Монтенем и Шекспиром, евангелистом Лукой, Иовом многострадальным, Брейгелем, Анной Франк и Кузьминой-Караваевой… | ||||||||||||
| Одни журналисты писали о космосе, другие – о природе, третьи – о партийной 
          жизни или бригадном подряде. У всех была своя тема, и границы допустимого 
          всем были установлены четкие. Когда журналисты пытались пролезть через 
          колючую проволоку цензуры, их легко настигали и быстро карали. С Евгением 
          Богатом, очевидно, не знали, что делать. Он весь, вместе со своими темами 
          и героями, оказался на запретной территории. Но главная проблема для 
          агитпропа была в том, что само существование этой территории официально 
          отрицалось. Евгений Богат писал о душе, о ее бессмертии, о вечности, а всего этого 
          не было ни в списке разрешенного, ни в списке запрещенного. Пока власть 
          решала, как поступить с Богатом, его очерки передавались из рук в руки, 
          их обсуждали на заводах, в институтах и на военных кораблях, автор получал 
          тысячи писем… Последние книги Богата были почти целиком построены на письмах. Я тоже 
          писал Евгению Михайловичу, но отправить не решился, и сколько было таких 
          неотправленных писем! О его смерти я узнал в армии в восемьдесят пятом и, прощаясь с Евгением Михайловичем, которого никогда не видел даже по телевизору, написал о нем письмо в один московский журнал. Подписался благонадежно “с комсомольским приветом” такой-то, но мне ничего не ответили. В том письме я рассказал, как запоем читал Богата, когда первый раз 
          попал во взрослую больницу. Не расставался с его книжками и на военных 
          сборах, и вот теперь, в ночных караулах, в тайге. Как писал ему письмо 
          и вот не успел, опоздал. Как это горько – опаздывать… Его последние очерки были печальны, и в них была непривычная жесткость выводов, исчерпанность иллюзий. Он был одним из тех проницательных людей, кто увидел катастрофу и разрушение там, где большинство еще любовались благополучным фасадом советской страны. Он успел вслух сказать о том, что нравственные болезни могут быть смертельными. О том, что советское общество по сути выдохлось на рубеже 80-х. Дух вышел. Начинало сбываться пророчество Гоголя: попытка построить рай на земле без Христа обернется трагедией. Просвещение без “просветления” приведет лишь к “гордости ума”, к насилию и распаду. Я вновь держу в руках книгу Богата. Она начинается словами: “Положа 
          руку на сердце…” Вместо закладки в книге старая вырезка из газеты. Пожелтевшая, 
          ветхая, уголок с именем автора у нее оторван, но я вижу, что это очерк 
          Евгения Богата – тот самый, о Елизавете Кузьминой-Караваевой, который 
          я читал в книге. И название то же самое, по строчке Александра Блока 
          из стихотворения, посвященного пятнадцатилетней Лизе: “Такая живая, 
          такая красивая…” Дата на газетной вырезке из “Комсомольской правды” – 5 сентября 1965 
          года. Наверное, маме понравился тогда этот очерк, если она его вырезала 
          и хранила столько лет… Очевидно, что это была первая публикация в советской прессе о судьбе 
          матери Марии. Ведь ее воспоминания о Блоке были опубликованы лишь два 
          года спустя и где – в “Ученых записках Тартуского университета” крошечным 
          тиражом. В собрании сочинений Блока, выходившем в начале 70-х, о Кузьминой-Караваевой 
          в комментариях было сказано лишь то, что в 1908 году она была гимназисткой. 
          Будто ничего в ее жизни больше не было: ни собственной судьбы в поэзии, 
          ни трагической эмиграции, ни гибели детей, ни участия во французском 
          Сопротивлении, ни спасенных ею советских солдат, бежавших из плена и 
          спрятанных ею от гестапо… Тем поразительнее, что в шестьдесят пятом Богату удалось не просто 
          упомянуть о Кузьминой-Караваевой где-нибудь через запятую (и это было 
          бы прорывом, сенсацией), а опубликовать о ней целый очерк в центральной 
          газете! Можно только догадываться, чего стоило поставить этот очерк на полосу. 
          Очевидно, в “Литературке” его печатать не отважились. Богат отнес его 
          в “Комсомольскую правду”. Тогдашний редактор “Комсомолки” Юрий Воронов 
          был не только талантливым поэтом, но и очень порядочным и смелым человеком. Сейчас молодые спросят: а, собственно, какой тут был бы криминал? Ну, 
          заметка лирическая – Блок, гимназистка, стихи, Сопротивление… Кого не резали по живому красными цензурными чернилами, тому, право, 
          трудно объяснить. Но стоит только на секунду вспомнить, что это такое 
          было – шестьдесят пятый год. Романтики, конечно, было много – и радости, 
          и хороших песен, но еще взрывали по России храмы. Туристам, отъезжающим 
          за рубеж, строго запрещалось общаться с русскими эмигрантами. Они были 
          вычеркнуты из русской культуры – не было ни Набокова, ни Сергея Булгакова, 
          ни Ходасевича, ни Карсавиной… А тут – целый очерк, полный восхищенного чувства, об эмигрантке (компетентные 
          органы могли бы напомнить, что во время Гражданской войны Кузьмина-Караваева 
          была активисткой эсеровского антибольшевистского подполья), о православной 
          монашке… В конце того же шестьдесят пятого года Юрия Петровича Воронова сняли с поста редактора. Возможно, что в ЦК припомнили и очерк Богата о матери Марии, хотя, я думаю, хватало и других “сигналов”. Можно представить, какие сочинялись доносы, если Богат часто получал такие отповеди: “…До каких пор вы будете морочить нам голову сентиментальной чепухой… В оболочке душещипательных сюжетов вы пытаетесь воскресить религиозную мораль, оживить заповеди Христа…” В шестьдесят седьмом году Богат напечатал в журнале “Журналист” удивительную 
          по тем годам статью. В ней был чистый и мудрый взгляд на нашу профессию. 
          Взгляд поэта и философа, не “бойца идеологического фронта”. “…Я воевал неистово с редакторатом и секретариатом: за каждую строку, 
          за каждое слово; я воевал с корректурой: за каждую запятую и каждое 
          тире, мне казалось, что без этих запятых и тире мысли мои что-то утратят, 
          исчезнут какие-то дорогие оттенки… Статья была частью меня самого – 
          не только нравственной, духовной, но даже и физической. И вот она отделилась, 
          ушла, не защищаемая больше мной… начав новое для меня самого загадочное 
          существование…” Он оставался странным Журналистом, мечтавшим не о сенсации в завтрашнем номере, а о том, чтобы туда попали “крупинки вечности”. Дмитрий ШЕВАРОВ "Радиус добра" ПСИХОЛОГИЯ 59 номер "Первого 
          Сентября" 2001  | |||||||||||||||
|  |  | ||||||||||||||
| 
 | |||||||||||||||




