|
|||||||||||||||
![]() |
![]() |
|
ЕВГЕНИЙ БОГАТЕВГЕНИЙ БОГАТ был журналистом, работал в “Литературной газете”, ездил в командировки, дежурил в редакции, сидел на собраниях, вникал в жалобы. Но когда он садился за стол и писал очерки – он выпадал из своего времени и обретал какую-то невероятную свободу. А мы, читая Богата, тоже будто выходили на волю и накоротке беседовали с Монтенем и Шекспиром, евангелистом Лукой, Иовом многострадальным, Брейгелем, Анной Франк и Кузьминой-Караваевой… |
||||||||||||
Одни журналисты писали о космосе, другие – о природе, третьи – о партийной
жизни или бригадном подряде. У всех была своя тема, и границы допустимого
всем были установлены четкие. Когда журналисты пытались пролезть через
колючую проволоку цензуры, их легко настигали и быстро карали. С Евгением
Богатом, очевидно, не знали, что делать. Он весь, вместе со своими темами
и героями, оказался на запретной территории. Но главная проблема для
агитпропа была в том, что само существование этой территории официально
отрицалось. Евгений Богат писал о душе, о ее бессмертии, о вечности, а всего этого
не было ни в списке разрешенного, ни в списке запрещенного. Пока власть
решала, как поступить с Богатом, его очерки передавались из рук в руки,
их обсуждали на заводах, в институтах и на военных кораблях, автор получал
тысячи писем… Последние книги Богата были почти целиком построены на письмах. Я тоже
писал Евгению Михайловичу, но отправить не решился, и сколько было таких
неотправленных писем! О его смерти я узнал в армии в восемьдесят пятом и, прощаясь с Евгением Михайловичем, которого никогда не видел даже по телевизору, написал о нем письмо в один московский журнал. Подписался благонадежно “с комсомольским приветом” такой-то, но мне ничего не ответили. В том письме я рассказал, как запоем читал Богата, когда первый раз
попал во взрослую больницу. Не расставался с его книжками и на военных
сборах, и вот теперь, в ночных караулах, в тайге. Как писал ему письмо
и вот не успел, опоздал. Как это горько – опаздывать… Его последние очерки были печальны, и в них была непривычная жесткость выводов, исчерпанность иллюзий. Он был одним из тех проницательных людей, кто увидел катастрофу и разрушение там, где большинство еще любовались благополучным фасадом советской страны. Он успел вслух сказать о том, что нравственные болезни могут быть смертельными. О том, что советское общество по сути выдохлось на рубеже 80-х. Дух вышел. Начинало сбываться пророчество Гоголя: попытка построить рай на земле без Христа обернется трагедией. Просвещение без “просветления” приведет лишь к “гордости ума”, к насилию и распаду. Я вновь держу в руках книгу Богата. Она начинается словами: “Положа
руку на сердце…” Вместо закладки в книге старая вырезка из газеты. Пожелтевшая,
ветхая, уголок с именем автора у нее оторван, но я вижу, что это очерк
Евгения Богата – тот самый, о Елизавете Кузьминой-Караваевой, который
я читал в книге. И название то же самое, по строчке Александра Блока
из стихотворения, посвященного пятнадцатилетней Лизе: “Такая живая,
такая красивая…” Дата на газетной вырезке из “Комсомольской правды” – 5 сентября 1965
года. Наверное, маме понравился тогда этот очерк, если она его вырезала
и хранила столько лет… Очевидно, что это была первая публикация в советской прессе о судьбе
матери Марии. Ведь ее воспоминания о Блоке были опубликованы лишь два
года спустя и где – в “Ученых записках Тартуского университета” крошечным
тиражом. В собрании сочинений Блока, выходившем в начале 70-х, о Кузьминой-Караваевой
в комментариях было сказано лишь то, что в 1908 году она была гимназисткой.
Будто ничего в ее жизни больше не было: ни собственной судьбы в поэзии,
ни трагической эмиграции, ни гибели детей, ни участия во французском
Сопротивлении, ни спасенных ею советских солдат, бежавших из плена и
спрятанных ею от гестапо… Тем поразительнее, что в шестьдесят пятом Богату удалось не просто
упомянуть о Кузьминой-Караваевой где-нибудь через запятую (и это было
бы прорывом, сенсацией), а опубликовать о ней целый очерк в центральной
газете! Можно только догадываться, чего стоило поставить этот очерк на полосу.
Очевидно, в “Литературке” его печатать не отважились. Богат отнес его
в “Комсомольскую правду”. Тогдашний редактор “Комсомолки” Юрий Воронов
был не только талантливым поэтом, но и очень порядочным и смелым человеком. Сейчас молодые спросят: а, собственно, какой тут был бы криминал? Ну,
заметка лирическая – Блок, гимназистка, стихи, Сопротивление… Кого не резали по живому красными цензурными чернилами, тому, право,
трудно объяснить. Но стоит только на секунду вспомнить, что это такое
было – шестьдесят пятый год. Романтики, конечно, было много – и радости,
и хороших песен, но еще взрывали по России храмы. Туристам, отъезжающим
за рубеж, строго запрещалось общаться с русскими эмигрантами. Они были
вычеркнуты из русской культуры – не было ни Набокова, ни Сергея Булгакова,
ни Ходасевича, ни Карсавиной… А тут – целый очерк, полный восхищенного чувства, об эмигрантке (компетентные
органы могли бы напомнить, что во время Гражданской войны Кузьмина-Караваева
была активисткой эсеровского антибольшевистского подполья), о православной
монашке… В конце того же шестьдесят пятого года Юрия Петровича Воронова сняли с поста редактора. Возможно, что в ЦК припомнили и очерк Богата о матери Марии, хотя, я думаю, хватало и других “сигналов”. Можно представить, какие сочинялись доносы, если Богат часто получал такие отповеди: “…До каких пор вы будете морочить нам голову сентиментальной чепухой… В оболочке душещипательных сюжетов вы пытаетесь воскресить религиозную мораль, оживить заповеди Христа…” В шестьдесят седьмом году Богат напечатал в журнале “Журналист” удивительную
по тем годам статью. В ней был чистый и мудрый взгляд на нашу профессию.
Взгляд поэта и философа, не “бойца идеологического фронта”. “…Я воевал неистово с редакторатом и секретариатом: за каждую строку,
за каждое слово; я воевал с корректурой: за каждую запятую и каждое
тире, мне казалось, что без этих запятых и тире мысли мои что-то утратят,
исчезнут какие-то дорогие оттенки… Статья была частью меня самого –
не только нравственной, духовной, но даже и физической. И вот она отделилась,
ушла, не защищаемая больше мной… начав новое для меня самого загадочное
существование…” Он оставался странным Журналистом, мечтавшим не о сенсации в завтрашнем номере, а о том, чтобы туда попали “крупинки вечности”. Дмитрий ШЕВАРОВ "Радиус добра" ПСИХОЛОГИЯ 59 номер "Первого
Сентября" 2001 |
|||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
|