| 
 | |||||||||||||||
|  |  | 
 
 | СТАНИСЛАВ ЛЕМВ автобиографическом эссе «Моя жизнь» СТАНИСЛАВ ЛЕМ размышлял: 
          «Чем было все то, в результате чего я появился на свет и, хотя смерть 
          угрожала мне множество раз, выжил и стал писателем, и к тому же писателем, 
          который пытается сочетать огонь и воду, фантастику и реализм? Неужели 
          всего лишь равнодействующей длинного ряда случайностей? Или же тут было 
          некое предопределение…» | ||||||||||||
| Мудрый пан Станислав, вероятнее всего, и сам не знает ответа на этот 
          вопрос; он считает себя рационалистом и не верит «ни в Провидение, ни 
          в предопределение». И все же, памятью возвращаясь в детство, он настойчиво 
          пытается нащупать прерывистую цепочку причин и следствий. Его отец был зажиточным врачом-ларингологом. Юного Станислава, пользовавшегося 
          привилегиями любимого чада, воспитывала французская гувернантка, он 
          имел множество игрушек, книг и сладостей (к последним, и вообще ко всякой 
          еде, он был особенно неравнодушен) — родители баловали его, и детство 
          Лема, «вне всякого сомнения, было мирным и идиллическим». Простительный грех чревоугодия привел к тому, что фигура довольно болезненного, 
          замкнутого и склонного к малоподвижному образу жизни ребенка «уже в 
          то время несколько напоминала грушу, хотя максимального сходства с ней, 
          — посмеиваясь, вспоминал Лем в романе «Высокий замок», — я достиг 
          позже, в гимназии. Лицо у меня было щекастое, глаза немного навыкате, 
          потому что я по природе был любопытен, ко всему прочему я частенько 
          раскрывал рот — кажется, считая, что это придает мне обаяние». Он рано научился читать и писать, но, не умея еще ни того, ни другого, 
          усердно «изучал» медицинские пособия и прочую научную литературу из 
          запретного книжного шкафа отца: «…моя судьба, то есть мое писательское 
          призвание, уже таилась во мне, когда я разглядывал скелеты, галактики 
          в астрономических атласах, реконструкции чудовищных ящеров мезозоя и 
          многоцветный человеческий мозг в анатомических справочниках». Помимо того что без конца читал, он также «занимался изобретательством 
          и «конструировал» допотопных животных, неизвестных палеонтологам», а 
          еще — выдумывал разные фантастические королевства: трудолюбиво рисовал 
          их гербы, изготовлял паспорта монархов, коих награждал пышными званиями 
          и титулами, выписывал особые «удостоверения» и чрезвычайные «пропуска», 
          открывающие их предъявителю доступ в подземные сокровищницы». Позже 
          он признавался: «Хотя я знал, что это всего лишь игра, для меня с ней 
          было связано что-то очень серьезное». Уже после войны Лем случайно узнал, что был «чуть ли не самым способным 
          ребенком во всей южной Польше»: его коэффициент интеллекта равнялся 
          почти ста восьмидесяти. Но когда он поступал во Львовский медицинский 
          институт, то ни о чем подобном и не подозревал. Впрочем, завершить свое 
          образование в этом славном учебном заведении ему не удалось. Начались 
          тяжелые годы гитлеровской оккупации, когда будущему писателю приходилось 
          работать механиком, автослесарем, сварщиком и жить по фальшивым документам 
          — предки Лема были евреи, и его семье грозило переселение в гетто, если 
          не смерть в газовой камере. Станислав помогал, чем мог, польскому движению 
          Сопротивления — похищал боеприпасы со «склада трофеев германских военно-воздушных 
          сил». Риск был велик, но он считал это своим долгом. В 1948 году Лем окончил медицинский факультет Ягеллонского университета 
          в Кракове, после чего еще какое-то время работал по специальности в 
          Науковедческом семинаре М.Хойновского. Но его литературный дебют уже 
          состоялся: была опубликована научно-фантастическая повесть «Человек 
          с Марса» и несколько рассказов, а в столе у писателя лежал реалистический 
          роман «Больница Преображения» (первая часть трилогии «Неутраченное 
          время»), из-за цензуры увидевший свет лишь семь лет спустя. Вскоре появились первые научно-фантастические романы Лема — масштабные 
          коммунистические утопии «Астронавты» (1951) и «Магелланово 
          Облако» (1955). Сегодня писатель, по его же собственным словам, 
          отказывает им в какой-либо ценности и соглашается на переиздания с большой 
          неохотой, несмотря на то что они имели успех и сделали его имя широко 
          известным. После недавно закончившейся войны, самой страшной за всю 
          историю человечества, Лему так хотелось верить в лучшее будущее, что 
          он «дал увлечь себя оптимизму и надежде». «Научную фантастику, — полагает Лем, — я начал писать потому, что она 
          имеет или должна иметь дело с человеческим родом как таковым (и даже 
          с возможными видами разумных существ, одним из которых является человек), 
          а не с какими-то отдельными индивидами, все равно — святыми или чудовищами. Вероятно, по той же причине… я взбунтовался против канонов жанра в 
          том его виде, в каком он сформировался и окостенел в США». И новые книги 
          Лема («Звездные дневники Ийона Тихого», сборник «Вторжение 
          с Альдебарана», романы «Эдем», «Солярис», «Возвращение 
          со звезд», «Непобедимый»), выплеснутые буквально за несколько 
          лет и признанные теперь современной классикой, стали для него попыткой 
          вырваться в «совершенно иное пространство возможностей». Среди них попадались 
          просто удивительные, такие как «Солярис», что и по сей день остается 
          неразрешимой загадкой. Сильнейшее впечатление на читателей этого романа 
          произвел многозначный образ бесконечного, покрывающего всю планету и 
          наделенного разумом Океана, с которым герои Лема безуспешно пытаются 
          найти общий язык. «Мне хотелось бы написать что-нибудь вроде «Солярис», 
          — признавался фантаст, — но такая удача бывает только раз». Самого Станислава Лема тоже иногда сравнивают с Океаном — столь 
          глубоки, порой пугающе бездонны его книги, которые, кажется, сколько 
          ни перечитывай, все равно не поймешь до конца; с океаном, заполненным 
          не водой, но некой сильно концентрированной субстанцией, весьма благотворно 
          действующей на человеческий организм, в особенности, на таинственное 
          серое вещество, заключенное у нас в черепной коробке. Выйдя в Космос и вступив в Контакт с иным разумом, человечество, по 
          мнению Лема, окажется перед «зеркалом», в котором сможет увидеть самого 
          себя и благодаря которому осознает степень собственной зрелости. Но, 
          предупреждает он, «среди звезд нас ждет Неизвестное», и как поведут 
          себя люди, лицом к лицу столкнувшиеся с Неизвестным, пытается представить 
          в своих книгах. Порой он вспоминает Луи Пастера, который любил повторять, 
          что «каждое научное достижение чуточку отдаляет нас от Бога, но еще 
          больше приближает к нему». «Я — агностик, — говорит Лем, — исповедую 
          эмпирический взгляд на вещи и довольно далек от теологии. Но в то же 
          время я совсем не убежден, что человек должен понять все». Парадокс: почему-то считается, что Лем пишет лишь для высокообразованного, 
          интеллигентного, эрудированного читателя, однако в числе его поклонников 
          очень разные люди — «от школьников до нобелевских лауреатов». Быть может, 
          его книги необходимо принимать как лекарство, оздоровляющее и активизирующее 
          мыслительную деятельность?.. «Часто, — рассказывал Лем, — откладывая уже законченную книгу, я убеждаюсь, 
          что она умнее меня самого. Ведь мои мысли в жизни растяжимы во времени, 
          тогда как в книге они собраны вместе, как в фокусе». Справедливо замечено: «в литературном творчестве Лема впечатляет не 
          столько количество написанных им книг, сколько их многообразие» (Э.Араб-Оглы). 
          И в самом деле, что, кроме имени автора, может объединять остроумнейшие 
          рассказы о похождениях «космического Мюнхгаузена» Ийона Тихого 
          и трагическую «средневековую» повесть «Маска», абсурдистскую 
          фантазию «Рукопись, найденная в ванне» и научные детективы «Расследование» 
          и «Насморк», приключенческий цикл о пилоте Пирксе и сборники рецензий 
          на ненаписанные книги «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина», 
          философский трактат «Сумма технологии» и «Кибериаду» или 
          «Сказки роботов», место которых «на карте литературных жанров 
          — в провинциях гротеска, сатиры, иронии, юмористики свифтовского и вольтеровского 
          образца — суховатой, язвительной и мизантропической». Злые языки поговаривают, что писатель Станислав Лем «не более как кибернетическое 
          устройство, специально запрограммированное для изготовления научно-фантастических 
          произведений и для отвода глаз спрятанное в небольшой человекоподобный 
          футляр». Но разве способно было кибернетическое устройство, пусть даже 
          самое совершенное, предвидеть нынешние успехи в генной инженерии, компьютерную 
          виртуальную реальность (у Лема — фантоматику), попытку создания «лазерного 
          щита» и программу «звездных войн», а также неизбежный крах всей коммунистической 
          системы? Последнее предсказание, отнесенное, правда, к 2020 году, вынудило 
          писателя на целых восемь лет уехать из Кракова в Западный Берлин, а 
          затем в Вену, поскольку сделано оно было в начале 1980-х годов, как 
          раз когда в Польше ввели военное положение. В одной давней своей заметке («O sobie») Лем обронил: «Мир нужно изменять, 
          иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих». Сегодня, 
          вступая в XXI век и критически оценивая прожитые годы, самым главным 
          в своей биографии писатель считает нелегкий духовный труд, направленный 
          на изменение и улучшение нашего мира: «Говоря коротко, я разочарованный 
          усовершенствователь мира… но все же не отчаявшийся окончательно… Ибо 
          я не оцениваю человечество как «совершенно безнадежный и неизлечимый 
          случай». Алексей Копейкин ВЗЯТО С САЙТА БИБЛИОГИД В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЦЕЛЯХ | |||||||||||||||
|  |  | ||||||||||||||
| 
 | |||||||||||||||




