|  |  |  Источник  ВЛАДИМИР ОРЛОВ 
           
             
               
                 
                  
                     
  Автобиографические заметки
 Я - москвич в четвертом поколении (предки же мои были подмосковными 
          - можайскими и дмитровскими). И проза моя - московская. Правда, юношеские 
          увлечения на несколько лет переносили мои интересы в Сибирь. Но и увлечение 
          Сибирью свойственно москвичам.
 Родился я 31 августа 1936 года. Тридцать два года прожил в коммунальной 
          квартире посреди Мещанских улиц, южнее Останкина и Марьиной Рощи. На 
          1-й Мещанской окончил школу, потом этой же улицей троллейбусом ездил 
          на Моховую - там и теперь размещается факультет журналистики МГУ. Годы 
          те - конец пятидесятых - были шалые, весело-мечтательные, с брожением 
          умов и идеалов. На факультете больше митинговали и творили, нежели учились. 
          Меня в ту пору привлекало кино. Я простодушно полагал, что именно кино 
          заменит собой литературу, живопись и музыку. Но после третьего курса 
          мне пришлось прекратить сценарные старания, как и занятия спортом. Заболели 
          родители, средства на прокорм семьи я вынужден был добывать репортером 
          знаменитой тогда четвертой полосы "Советской России".
 В 1957 году я впервые попал в Сибирь, сначала на алтайскую целину, 
          потом на Енисей. В дипломную работу вошли очерки о строителях дороги 
          Абакан - Тайшет. После защиты диплома меня пригласили в "Комсомольскую 
          правду". Там я и проработал десять лет. В разных отделах. Много 
          ездил и писал. И скоро понял, что одними очерками, корреспонденциями 
          и репортажами я не смогу передать свои впечатления и суть своей натуры. 
          И отважился писать вещи протяженные. По ночам, утром перед работой (на 
          работу, естественно, опаздывал). И вот в 1963 году в журнале "Юность" 
          был опубликован мой роман "Соленый арбуз" (роман экранизировали, 
          спектакли по нему шли в театрах Москвы, Минска, Красноярска), а в 1968 
          году - роман "После дождика в четверг". Сочетать ремесло и 
          прыть газетчика с несуетным искусством прозаика было невозможно, и я 
          в 1969 году из "Комсомолки" ушел. На вольные хлеба - с 1965 
          года был членом СП СССР. Хлеба эти оказались тощими и трудно обретаемыми. 
          Да и в моих издательских делах пошли дожди.
 Лет семь меня почти не публиковали. Набирали мои тексты и разбирали. 
          Возможно, у кого-то недреманного, наверху, возникло соображение, что 
          ничего хорошего от меня ждать не следует. К тому времени во мне угас 
          романтизированный оптимист. Все очевиднее становился социальный мираж, 
          в каком мы жили, преуспевали же в нем циники и обманщики, они-то этот 
          мираж, для своих нужд, и оберегали (и теперь они же преуспевают).Я живу под знаком Девы. Стало быть, человек благоразумный. Вернее, благонамеренный 
          и фаталист, принимающий реальность, как данность, в коей я изменить 
          ничего не могу. Я не скандалист, драться не люблю, а может, и не умею. 
          Для меня идеальный человек - Иоганн Себастьян Бах. Он был типичный бюргер, 
          добывал блага для семьи, искал выгодные места службы, любил пиво, лупил 
          палкой дурных учеников. А в своих творениях поднимался в небесные выси. 
          Бывая в Германии, я объездил многие места, связанные с жизнью автора 
          "Кофейной кантаты" и "Страстей по Матфею". Позже 
          я понял, что прототипом моего альтиста Данилова был прежде всего именно 
          Бах.
 
 Но я отвлекся... Просто семидесятые годы еще раз подтвердили мне истину 
          - в творческой судьбе русского литератора существенным должно быть терпение 
          и способность сохранить самостоятельность своей личности. И необходимо 
          делать то, что ты умеешь и любишь делать.
 В 1972 году я закончил роман "Происшествие в Никольском", 
          его набрали в "Новом мире", два года я жил надеждами, но цензура 
          мои надежды отменила. Подзарабатывал же я тогда "внутренними" 
          рецензиями и даже перевел для Детгиза повесть "с лезгинского". 
          Лишь в 1976-м просветленно-изуродованное цензурой "Происшествие..." 
          выпустил "Советский писатель". А я уже наполовину написал 
          "Альтиста Данилова", не думая, понесу ли я его куда-либо, 
          и потому пошел на издательский компромисс. "Происшествие в Никольском" 
          - бытовая драма. Когда я писал "Происшествие...", некие свойства 
          моей натуры (воображение, скажем), видимо, были угнетены и требовали 
          освобождения и выхода. И я неожиданно для себя написал фантастический 
          рассказ о любви останкинского домового (жил я уже в Останкине). Рассказ, 
          к сожалению, был опубликован лишь через шестнадцать лет.
 Я люблю сказки, фантастику, в детстве был заворожен мхатовской "Синей 
          птицей" и чистым, догригоровическим, "Щелкунчиком", среди 
          самых уважаемых мною писателей - Апулей, Рабле, Свифт, Гофман, Гоголь, 
          Булгаков, и потому естественным вышло мое обращение к жанру магического 
          реализма. Три года проходило тихое, но и с чудесами, продвижение романа 
          "Альтист Данилов" в недрах "Нового мира", и в 1980-м 
          он был, наконец, напечатан. Интерес к нему публики (и у нас, и во многих 
          странах мира - роман издали в США, Германии, Франции, Японии и т. д.) 
          оказался и для меня удивительным. Я испытал состояние человека, услышавшего 
          медные трубы. Оно вышло для меня утомительным и наскучило (хотя и не 
          сразу). А вот роман "Аптекарь" (тоже тихо продвигался к публикации 
          в "Новом мире" два года) впечатления не произвел, страна была 
          уже политизирована и на меня досадовали - не отразил злобу дня. Но меня-то 
          интересуют ценности вечные.Впрочем, тогда я посчитал невнимание к "Аптекарю" объяснимым: 
          кому нужна моя проза и литература вообще, когда появилось столько умнейших 
          людей, чьи речи и благородно-честные лица и меня приманивали к экрану 
          телевизора! Несколько лет сочинял лишь эссе. Но однажды ощутил, что 
          писать мне необходимо (натура требует!). Хотя бы для самого себя. Для 
          собственного душевного и житейского равновесия. И начал роман "Шеврикука, 
          или Любовь к привидению". Журнал "Юность" печатал его 
          кусками по мере завершения мною сюжетных блоков. Как и почти все другие 
          мои сочинения, роман вышел импровизационным. В 1997 году я поставил 
          в нем точку. Получилась третья часть триптиха "Останкинские истории" 
          ("Альтист Данилов", "Аптекарь", "Шеврикука").
 
 Среди прочих побудительных причин к написанию "Шеврикуки" 
          была и следующая. В 1989 году я согласился стать руководителем семинара 
          в Литинституте. Я вынуждал своих студентов выполнять обязательные (на 
          мой взгляд) работы, требовал от них новых сочинений, а сам-то - что 
          же, сам-то каков? Неловко выходило... Нехорошо... Сочинение "Шеврикуки" 
          неловкость сняло. Уговаривали меня прийти в Литинститут долго. Я отказывался, 
          полагая, что неспособен к этому занятию и что вообще нельзя кого-либо 
          научить стать писателем (ну, не писателем, литератором, я чрезвычайно 
          уважительно, даже с трепетом отношусь к слову "писатель", 
          себя же держу в разряде сочинителей). Но с ходом времени понял, что, 
          как человек, более литературно-переживший, могу помочь творческому развитию 
          семинаристов. Занятия увлекли меня, стали мне интересны, а в дрязге 
          нынешней смуты и свары принесли и столь необходимое человеку ощущение 
          полезности собственных дел. Происходило и взаимовлияние. Призывая студентов 
          второго (для меня) семинара писать вещи детективные (многие не умели 
          строить сюжет), исторические (дабы ощутить не только горизонтали, но 
          и вертикали бытия), я и сам отважился взяться за роман остросюжетный, 
          со свидетельствами пусть и недавней истории Отечества (условное название 
          - "Бубновый валет").
 Из смежных искусств более всего почитаю музыку (ставлю ее выше литературы), 
          живопись и театр. Благодарю судьбу за то, что среди моих приятелей много 
          художников, музыкантов и актеров. За "Шеврикуку" мне присуждена 
          премия Москвы в области литературы и искусства. Получал я ее в хорошей 
          компании - с Таривердиевым, Лундстремом, Джигарханяном и другими. Партия любителей пива, имея в виду роман "Аптекарь", наградила 
          меня литературной премией - "за мистическое освоение русской пивной 
          мысли". Награда состояла из ящика ирландского пива "Гинесс", 
          и я ее принял с благодарностью и удовольствием.
 27 апреля 1999 г.© В.В.Орлов
 
      
 
 |