|
||||||||||||||||||||||||
|
ГИМН КНИГЕ
Начну со слов писателя Лидина, пламенного книголюба. "Друзья мои - книги", именно так он назвал одну из своих книг. И вот, что он говорит в своей книге: "Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги, они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. У меня есть книги, сохранившиеся еще с поры моего раннего детства, это мои поверенные сердечные друзья, мои наставники. Книжный шкаф в комнате - не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения; а что толку, если вокруг будет полно людей, с которыми и говорить не о чем. Книги, как и друзья, надо избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особенное постоянство; любимая книга никогда не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке". |
|||||||||||||||||||||||
Сколько себя помню, у меня всегда было трепетное отношение к Книге.
Сначала я читал книги, находящиеся у нас в доме и в библиотеке, потом,
став студентом, стал покупать книги сам. Книги я собирал много лет,
до тех времен "великой депрессии", которые длятся и доныне.
В годы дефицита я, как и другие, собирал десятки килограмм макулатуры,
вез ее на другой конец города, чтобы в обществе книголюбов получить
талон на книгу, а потом и купить ее. Были громадные очереди на подписки
по выходным, но везло немногим. Были общества книголюбов, члены которого имели возможность получать талоны на дефицитные книги и покупать книги в специальных киосках. Выходили "Альманахи книголюбов", сначала изысканные издания с интереснейшими статьями и рассказами о книгах и книголюбах. Потом они стали попроще. Праздники, особенно литературные, сопровождались книжными базарами, где население утоляло свой книжный голод. Книга для меня во все времена была не стопкой бумаги с набранным текстом,
а предметом культа, предметом искусства. Когда я представлял, сколько
труда было вложено в книгу, я восхищался. Писатель мучился, придумывал
сюжеты, героев, их судьбы. Да только придумать заглавие книги, это так
трудно! Потом книга перепечатывалась на машинке и относилась в редакцию.
Строгий редактор, как Господь Бог, решал, жить книге или нет. И вот
решено, печатаем. Тут подключается художник-иллюстратор. Он должен так
вжиться в книгу, чтобы стать ее соавтором, чтобы иллюстрации понравились
автору и читателем и стали бы одним целым с книгой. Книга поступает
в набор. Гранки вычитываются корректором и автором, правятся. Дизайнером
придумывается обложка, переплет, а для особо ценной книги и защитный
кожух. Мастерством книгопечатанников и переплетчиков Книга становится
явью. Ее можно подержать, потрогать выпуклые буквы названия и автора
на обложке, погладить шелковый переплет, понюхать тревожащие воображение
шуршащие плотные белые страницы. Можно долго рассматривать картинки,
читать отдельные строчки. Не помню, когда я начал читать. Моим процессом чтения, к сожалению,
никто не руководил, и поэтому множество возможностей мною было упущено.
Не буду же я сейчас, к примеру, читать "Графа Монтекристо"
или "Айвенго". Помню, что, скажем сознательно, поэзию я стал
читать в студенчестве и начал не с Пушкина, Лермонтова, Фета или Кольцова,
а с нашего советского К. Ваншенкина. Нравился он мне! В студенческие
годы мой старший товарищ Виктор Корнеев, с которым давно не имею никакой
связи, приучил меня к К.Г. Паустовскому. И я благодарен Виктору. Писатель-романтик
Паустовский стал моим на всю жизнь. Я всю жизнь собирал его книги, читал
и перечитывал. Особенно нравилась его "Повесть о жизни" и
"Золотая роза". Мне повезло жить в период массового книголюбства (дословный перевод
иностранного и привычного для русского уха "библиофильства")
в стране. Вы не поверите, но книги и чтение в то время было также модно,
как пиво сейчас. Можно ли представить сейчас, что люди приходили на
площадь Маяковского в Москве, чтобы прочитать принародно свои стихи
и послушать стихи других авторов. Можно ли сегодня представить, что
народ ходил на поэтические вечера в Политехнический, или на Эммануила Каминку
в Университет, чтобы послушать прозу Бунина, Куприна, Чехова в его великолепном
исполнении. В моем книгочтении были разные периоды, например, период чтения книг
К.Г. Паустовского, или чтение книг о Севере. Одно время я зачитывался
книгами В. Солоухина - "Письма из Русского музея", "Черные
доски", "Травы", из которых узнал для себя много нового
об особом виде изобразительного искусства - русских иконах. Я узнал,
что такое иконостас, клейма, обратная перспектива, стал понимать сюжеты
на ранее непонятных для меня изображениях. Я узнал о великом русском
художнике А. Рублеве, побывал в его музее, посмотрел фильм о нем, восхитился
колориту его картин и долго стоял перед его гениальной "Троицей".
Какое-то время пошли мне в руки косяком художественные книги о литературном
творчестве - К.Г. Паустовский "Золотая роза", Я. Парандовский
"Алхимия слова", И. Бражнин "Сумка волшебника". О,
как сладко было читать эти книги! Как интересно было узнавать о том,
как придумывалось то или иное название сейчас знаменитому роману, что
один писатель писал только по ночам, поглощая в неимоверных количествах
кофе, а другому для творчества надо было держать ноги в ледяной воде
и пр., пр. В период активного освоения Космоса в нашей стране и космонавтики, я собирал книги о космических аппаратах, космонавтах, их воспоминания и даже вел много лет картотеку всех запусков космических аппаратов. В годы, когда шла заметная и действенная пропаганда здорового образа жизни, я записался в клуб любителей бега (КЛБ). В выходные дни, в спортивном зале, наш руководитель Лев Романович учил нас суставной гимнастике, читал нам лекции о здоровом образе жизни. Тогда не было в таком изобилии книг на эту тему, как сейчас. Читали плохо различимый текст с ксерокопий книг Брэга, Купера, Николаева, Шелтона, Чейза, Тодорова, Шаталину и многих других. Узнавали что такое раздельное питание, чем полезны дикорастущие травы, как правильно дышать, как помочь себе при болезнях, как правильно вести самоконтроль, что такое сыроедение и многое другое. Ходили мы и на лекции пропогандистов здорового образа жизни, приезжавших к нам в Тулу. До сих пор я храню многочисленные выписки по оздоровлению. Мы читали толстые литературные журналы "Новый мир", "Нева", "Звезда", "Наш современник", "Иностранная литература" (о которых нынешнее поколение ничего не знает) и др., в которых печатались все литературные новинки, обменивались журналами и впечатлениями. В такое время часто можно было услышать - А Вы уже прочитали новую повесть такого-то, и как она Вам? Нет, еще не читали? Непременно прочтите, возьмите журнал у меня, но только на два дня, я обещал его своему другу. И человек две ночи не отрываясь, читал журнал. Эти повести, романы, были свежим ветром, откровением, отдушиной для многих. Мы читали самиздатовские книги, плохо отксеренные страницы "полу разрешенного" М. Булгакова и много еще чего, будоражившего нашу душу. Появилась семья, родились и стали подрастать дети, и дома появились детские книжки. Мы, взрослые, вместе с детьми радовались этим ярким чудесным книгам с великолепными иллюстрациями Огородникова, Чижикова, Сутеева, Мавриной, Ю. Васнецова, Токмакова, Чарушина, Билибина, Конашевича, Рачева. Мы читали, и сами собой заучивались славные сказки К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, Э. Успенского. Дети подросли и в ход пошли книги Н. Носова, Алексина, Яковлева, Э. Шима, Голявкина, Э. Успенского, Волкова, А. Линдгрен, а потом они стали читать и сами. И останутся в памяти наших детей на всю жизнь Мойдодыр и Муха-цекотуха, дядя Федор и кот Матроскин, Чебурашка и крокодил Гена, Малыш и Карлсон, Мумми-троль и Винни-пух. Теперь уже своим детям они читают те же книги. В наше время трудно было раздобыть список самых-самых книг, которые надо было (для себя) непременно прочесть. Сейчас для истинных книголюбов это не проблема. Такие списки, составленные самыми авторитетными людьми России (писателями, поэтами, критиками, учеными) имеются в Интернете. Там же находится и множество электронных библиотек. Предисловие к одному из таких грандиозных списков (1300 наименований аннотированных книг) читайте ниже. Глава из книги Евг. Осетрова "Познание России"
|
Из книги В.Б.ГУБИНА"ЧИТАЙТЕ
ХОРОШИЕ КНИГИ"
|
Наша в прошлом самая читающая в мире страна опускается в книжную мглу. Читать у нас пока еще не разучились, но и только. Во-первых, почти всеобщее настроение подавленности и предчувствие мрачного будущего весьма располагают к апатии. Во-вторых, для очень и очень многих книги стали не по карману. В-третьих, большинство книг, которые ныне усиленно навязываются широким массам, недостойны этого названия: порнография под якобы извиняющей маркой эротики, угнетающие душу черные американские детективы, бредовая "фантастика", пропаганда суперменства (совершенно чуждого, кстати сказать, пресловутой русской душе), ужасы, монстры, мистика и прочая оглупляющая и развращающая чушь с библейскими историями в придачу. И в школе с вопросами гуманизма и художественности радикальные изменения. Вот, например, заключение стихотворения Н.Гумилева "Детство", помещенного в "Родной речи" ("Учебник по чтению для учащихся начальной школы. В трех книгах. Книга 3. В двух частях. Часть 2." , изд-во "Просвещение", 1994 г., стр. 146):
"Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав".
Красиво, конечно, но любопытно, как это прожевывают наши дорогие третьеклассники. Да и "Мужество" Ахматовой (там же, стр. 61), написанное в 42-м году, мягко говоря, несколько озадачивает:
"Не страшно под пулями мертвыми лечь…"
Господи, ну как это не страшно?!
В конце "перестройки" в ленинградском "Доме книги"
у прилавка с книгами Н.Гумилева, Ахматовой, Мандельштама интеллигентная
продавщица с ненавистью и злорадством пророчила: "Теперь уж не
будут читать всяких там семенов бабаевских!" Наивная! Уже тогда
было ясно, что всё идет к тому, что не будут читать и ничего хоть что-нибудь
стоящего - только одуряющее чтиво, "чтобы забыться и уснуть".
Вот отзыв Брехта о чтении литературы в Америке, на которую с завистью
и лакейским подобострастием взирали наши перестройщики: "Здесь
я вижу, как это смехотворно и бесстыдно - говорить рабочему, что он
должен читать великую литературу! Я сам не могу ее больше читать, здесь,
в этом окружении".
В такой атмосфере рядовому читателю трудно сберечь хороший вкус и здоровый
взгляд на мир, а молодому - выработать их. Сейчас за свое и чужое душевное
и умственное здоровье надо целенаправленно бороться. И стране небезразлично,
с какими идеалами, взглядами, понятиями, психикой и знаниями она вырастит
людей. И тут богатства русской, советской и мировой литературы следует
сознательно использовать.
Обычному читателю за всю жизнь трудно прочитать больше нескольких сотен
книг, а их ведь написано неизмеримо больше. Поэтому чтение нынешней
макулатуры - это прямое разбазаривание жизни. Вот подростки остановились
в неловком недоумении перед прилавком, заваленным завлекательными обложками:
что им выбрать? Ткнуть пальцем? Какова вероятность попадания в хорошую
и подходящую? Этак они помимо школы за всю свою юность не прочитают
ни одной стоящей книги! Книги надо сознательно выбирать. Какие же? Предлагаемый
список и предназначен для того, чтобы помочь читателям (и родителям
для детей) выбирать их, особенно в библиотеках - там хорошие книги еще
есть.
О признанных классиках, особенно русских, нечего и говорить, хотя не
обязательно именно они сразу привлекают. Бывает, до них еще надо дорасти.
Но, во всяком случае, они известны (впрочем - пока). Невозможно решиться
выделить что-то немногое у Пушкина, Лермонтова и других русских классиков,
поэтому речь здесь пойдет в основном не об авторах, которых изучают
в школе. Можно обратить внимание на те книги, которые, несмотря на их
несомненные достоинства, в широких читательских кругах гораздо менее
известны или сильно недооцениваются.
Часто возникает вопрос: стоит или нет читать ту или иную книгу. Как
оценить, относится ли книга к литературе первого сорта, второго сорта
или вообще к макулатуре?
Формально получить хотя бы приблизительно верный ответ на подобный
вопрос нельзя. Однако существует довольно надежный способ оценки. Почти
всегда можно почувствовать, будет ли прочитанная книга лет через пятнадцать-двадцать
еще интересна людям (при некотором опыте, чтобы это понять, бывает достаточно
просмотреть пару мест в книге). Если это так, то это не поделка, не
проходная вещь, не самовыражение графомана, а настоящая литература -
художественная или историческая. Такому критерию большинство указываемых
ниже книг удовлетворяет. Что же касается "второстепенных"
авторов или второстепенных произведений авторов первого ранга, то без
них и литература - не литература. Брехт писал: "Признавать только
совсем великих - значит ничего не понимать в литературе. Небо с одними
лишь звездами первой величины - не небо".
© 2004 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного
обучения
|