Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Сидоров Г.В.
Окаянные дни

 e-mail:
  physics@tspu.tula.ru
        

 

ЖИВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

"Агенты по торговле недвижимостью, участковые врачи - все те, кто имеет каждодневный доступ к простому народу, поражаются степенью его одичалости. За фасадом большого города, в недрах "убитых" коммунальных квартир, с гнилым серпантином наружной электропроводки, "жучками", крючками, затворами, синюшными стенками ментовки, битыми стеклами, рассохшимися подоконниками, оторванными дверными ручками, тазами, затхлостью, там, где улица начинается с коридора, трубы слезятся, в уборных дворовой холод и голая лампочка, расселена Русь, которая до сих пор продолжает допетровские времена. Случайно ошибешься номером телефона - откликнется из глубины колодца невменяемый голос - с размаху въедешь в средневековье.

Неадекватность самых элементарных представлений, фантастические образы мира, скопившиеся, роящиеся, размножающиеся в головах, малиновые прищепки и дуршлаги, газетные желтые лозунги под отклеившимися, зависшими изнанками обоями, осуждающие не то Бухарина, не то Израиль. Вонь ветхого белья, дрожащие руки со вспухшими венами, хитрость таракана, за которым гоняются с тапком в руке, изворотливость, непомерные претензии на пустом месте, неприхотливость, чудовищный алкоголизм, не поддающаяся анализу умственная отсталость при гудящем весь день телевизоре, ссоры, свара как норма жизни, ябеды, пересуды, сплетни, ненависть, крохоборство, нищета - весь этот ком слипшегося сознания перекатывается по всей стране. Дохлое пушечное мясо, непредсказуемый фатализм, готовый фарш для самой низменной демагогии, недобрый прищур, маньяк с лобзиком, съеденный молью плющ, неизбывный запашок газа, неустойчивость реакций, болезни всех видов, физическое уродство, необъяснимая гордость за прожитые годы, нестриженая седина, паралич воли, неумение суммировать свой опыт, безграмотные понятия об истории даже вчерашнего, прожитого ими же как свидетелями дня, мозговые узлы карикатур с неизбежным Хрущем и бровастым хануриком, поклонение силе, нечеловеческая слабость - вот тот люд, что живет не живет, но который есть и с которым мы слишком редко считаемся как с реальностью.

Дребезжат в их комнатах слабенькие серванты.

Сплетение бреда и ссылка на шурина, когда доказываются недоказуемые вещи, когда наивность - нежнейшее из слов, которое можно подобрать, характеризуя их мысли, - какое испытание для любого человека, который выбрал своей религией любовь к ближнему, какое издевательство над ними.

Надежда на то, что коммуналки расселятся, тоже наивна. Коммуналка, как свет непогашенной луны, - норма русской ментальности. Она же - модель взыскуемой соборности. Засранные подъезды и подворотни, засоренные, как мусоропроводы, пещерные люди метафизичны. Их разрозненная посуда, гнутые ложки-вилки подотчетны лишь божественному суду. Они понижают представление о человеке, контакт с ними чреват самыми эмигрантскими мыслями, совместное проживание рождает мысли об аде.
Запущенная Россия, когда никогда не проветривались, никогда не была удостоена человеческого слова, не понимала логики своего развития

- сколько таких людей? Миллионы? Десятки миллионов?

Средневековье без средневековых символов веры, воплощенное в обликах кому-то очень близких людей, не учитывается при разговоре о стране, где выставляются на показ подсвеченные французами фасады сталинской архитектуры, которые посреди новейших построек кажутся чуть не итальянским городом. Надо ли говорить, что Русь с голой лампочкой, наследство допетровского, дореволюционного, советского и сегодняшнего времени, безинциативна настолько, что на ее фоне Обломов покажется Штольцем, и мы призваны с этим "пассивом" считаться?

Всегда найдется ватага доброхотов, которые бросятся бешено выступать против средневековья, приводить примеры счастливой соборности, с устойчивым графиком дежурств по уборке общей площади, со скромным уютом и гуталином, когда жилички ходят в восточных халатах, сидят на диванах, задумчиво поджав ноги. Они закричат: что же народ мог сделать? Вот именно - что? Я знаю этих доброхотов наперечет. Они делают свою работу настолько грубо, что по природе не дуэлеспособны.

Помимо них есть огромное количество людей, которые возьмутся защищать всех этих средневековых существ, исходя из того, что они прошиты общими токами, потому что им жалко пьяных, жалко старух, брошенных без помощи. Мне по отдельности тоже многих жалко. Но всю эту жалкую массу мне не жалко, она тащит Россию на дно.

Конечно, легче всего отнестись к ней язвительно, сыграть на панических настроениях, запугать, как и поступают те, кто вступает с ней в контакт и теряет быстро терпение. Можно попробовать отнестись к ней по-христиански и возлюбить. Но как бы к ней не относится, эта масса превращена волей случая в электорат, имеет голос и ничего общего не имеет с демократией.

Что с ней делать? Обманывать? Отмывать? Перевоспитывать? Ждать, пока она перемрет?

Но последнее позорно - старики тащат за собой внуков, правнуков, которые тоже становятся на карачки. После первого петушиного крика молодости от них больше нечего ждать, кроме рабской независимости от вечного повторения. Все идет по кругу. Остается одно - поместить их в концлагеря.

Но они там уже и так" .

ОГ", N2, 1999 г.
 
        
© 2004 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения