|
||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
ПОФИГИЗМИзвестно, что пофигизм (выражаясь крайне деликатно) - русская национальная
философия. Основа всех основ. Не Ломоносов, не Пушкин, не Толстой, не
Ленин, а именно пофигизм овладел массами. Мы говорим народ - подразумеваем
пофигизм. Никто, однако, не вникает в изгибы этой формы мышления. Не
опускается на дно пофигизма. Собственно, это тоже пофигизм - подобное
отношение к пофигизму. Здесь методологическая дилемма. Низкое происхождение философского термина
служит достаточным основанием от него отвернуться. Делается это не без
тайного умысла оставить родину без света, чтобы легче бесчинствовать.
Производные от крепких слов - наилучшее средство для стирки родной действительности,
их порождающей и ими порожденной. Гласный запрет на них - тормоз познания
- можно сравнить с запретом аптек как разносчиков наркомании. Пофигизм - стройная система. Он возник из ощущения шершавости жизни.
Слишком много заноз - лучше ни до чего не дотрагиваться. Слишком по
чужому звучат все абстрактные русские слова - не стоит и вслушиваться.
И тогда хоть трын-трава не расти. Обобщенный опыт поколений, пофигизм, на первый взгляд, знак облома.
Все обломалось, и всех придавило. Но это - полправды, подспудное самооправдание.
Врет молодец: в те былинные дни, когда ему только казалось, что "все
по плечу", было ему уже слишком по... Пофигизм утвердился благодаря безмерным поборам, со времен раскола,
Смутного времени, самозванцев, Петра Первого, с отменой Юрьева дня,
с приходом коллективизации, с уничтожением приусадебных участков, кампании
против алкоголизма, государственного уничтожения частных вкладов. Пофигизм
- философия нокаута: Я лежу, не охаю, - Казалось бы, стоическое "не охаю", - но это только видимость
стоицизма, негордый "блэнд" смирения и задушевной ненависти,
горечи и отчаяния, покорности и раздавленности. У нас нет философов
западной складки и мудрецов - восточной, но зато есть пофигизм - отфильтрованный
базар безымянной русской народной мудрости. Ее кладезь переводится на
нормальный язык как подпол, подвал, андерграунд единственно возможного
исторического сознания, вытеснившего другие формы жизни, негативно относящегося
к любым пафосным предложениям. Бункер пофигизма оказался прочнее революционного
романтизма и пропагандистского пафоса первых пятилеток. Из разряда общественного подполья, с отчужденной собственностью трижды
иронического "родного" завода, никогда им не бывшего, пофигизм
распространился на все другие ощущения жизни, разлился как нефть по
воде, подмял под себя общий тонус национального существования, вторгся
в зону чувств, настроений и расположился настоящим хозяином положением. Пофигизм можно было бы назвать русской версией европейского цинизма,
но такое определение больше запутывает суть дела, чем проясняет аналогию.
На Западе любят рассуждать о цинизме советских времен, вообще о русском
цинизме. Это - проекция постороннего, не слишком взыскательного к своей
точности взгляда. Пофигизм, на первый взгляд, близок к цинизму разочарованием
в возможностях подлинной связи между "я" и "другими",
месть "другим" за невозможность этой связи. Между тем пофигизм
разительно отличается от цинизма равнодушием к успеху и отказом найти
выигрышное основание для саморазвития. Цинизм динамичен, пофигизм -
неподвижен. Пофигизм - пассивное сопротивление, саботаж, ставший пожизненным тормозом.
При невыносимом режиме пофигизм достигает почти что статуса диссиденства,
и его часто путают с активно выбранной социальной позицией. Пофигизм
и в последние годы советской власти считался у либералов прогрессивным
явлением, вызывал восторг, умиление. Но когда режим кончился, оказалось,
что пофигизм настолько вошел в кровь народа, что сработал против либеральных
идей. Трудно сказать, что было причиной, а что - следствием, но разочарование
первой шеренги реформаторов в собственном народе было, во всяком случае,
оправданием коррупции и ее мотором. народ не откликнулся - значит: обогащайся.
Пофигизм похоронил романтику реформ так же однозначно, как и романтику
революции. В сущности, пофигизм показал невозможность общественной жизни
в России ни в каком виде. Он априорнее любой реальной попытки перемен;
"ветер перемен" оказался конфузливым выпусканием газов. К
началу 1990-х годов народ был уже закоренелым, окончательным пофигистом,
к реформам исторически опоздали, разница в сорок лет между, скажем,
Ригой и Москвой стала "судьбоносной", разрыв времен - необратимым.
Из функционального расстройства, которым пофигизм еще был в России 1917
года, он перешел в органическое состояние. Пофигизм - не разочарование западника и не фундаментальная ценность
славянофила; это - конечное слияние двух направлений. Западничество
привнесло сюда свою рефлексию; славянофильство - созерцательность и
здоровую лень. Пофигизм убил русскую демократию. "ОГ", N25, 1999
|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||
|