|
||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
АНЕКДОТРусский продаст душу за хороший анекдот. Он - бродячая коллекция анекдотов.
Всегда наступает такой момент, когда пора рассказывать анекдоты. После
четвертой перед пятой. Анекдоты делятся на подвиды. Есть неприличные.
Есть похабные. Есть детсадовские. Про ежей. Почти все анекдоты - смешные. Россия - мать анекдотов. Мы создали государство-анекдот. Когда позолоченный
пафос сходит, как это случилось сейчас, остается один анекдот. Анекдот
- русский жанр, поскольку этимологически - это НЕИЗДАННЫЕ произведения.
Непечатность русского анекдота идет от его изначального неприличия,
которое, в свою очередь, отражает изначальное неприличие русской жизни.
В России все неприлично. Неприлично рождение. Неприлична власть. Неприличен
народ. Сделать что-нибудь неприличное - высшее приличие. Все остальное в системе
русского мира не считается и даже не учитывается. Гоголь стоит на анекдоте
и не развенчивает его. То же самое у Платонова - анекдотические трагедии.
Другие, пафосные, интеллигентские писатели, может быть, и нужны, но
они не свои. Свой - неприличен. Даже если он убьет внутри анекдота,
он будет прощен. Чаадаев негодовал по поводу того, что анекдот Гоголя
нравится, а его горькие мысли - нет. Гоголь - не сумасшедший, а он объявлен
умалишенным. Русский анекдот группируется вокруг знакомых фигур и типажей по принципу
экономии материала, но о ком бы он не был, это - анекдот о несостоявшемся
существовании, то есть, в сущности, о каждом из нас. Мы живем внутри
анекдота. Ползаем по его внутренней скользкой поверхности. Вот почему,
очевидно, в России все анекдотическое темнеет и стирается, а анекдот,
даже самый старинный и не очень ясный, остается жить. Русская история состоит из анекдотов больше, чем из летописей. Чтобы
быть адекватным России, нужно превратиться в чрезвычайную и полномочную
эманацию анекдота и поступать соответственно. Русский смех - поощрение нарушения. Все герои анекдота поступают не
по правилам, но потому и смешно, отчего вызывают двойное чувство: отторжения
и признания. Они высмеиваются, тем самым отчуждаются, но, по сути, на
них ложится тень нашего понимания. Через анекдот происходит одомашнивание
русского мира. Русский ценится по анекдоту. Правильно рассказал - значит свой. Чужой
не умеет рассказывать анекдоты. Чужой обязательно проколется. Через
осознание анекдота рождается взаимопонимание. Доверие. Близость. Влюбленные
рассказывают анекдоты. Анекдот рассказан - выслушан - на человека нельзя
обижаться. Это грех. Он прошел в свои. Ему, девушка, надо "дать".
Каждое наше действие содержит в себе зародыш анекдота. Как и бездействие.
Провалиться за пределы анекдота - значит выйти за рамки русского мира. Власть преследовала анекдот как попытку разгермитизировать современный
ей миф. Анекдот развенчивает. Он - дело. Но он развенчивает и того,
кто рассказывает анекдот. Потому что анекдот примеряет с действительностью.
Анекдот ободряет. Он откладывает решение вопроса на неопределенное время.
Анекдот - это русская церковь. Это - конфессия. Русские рассказывают
друг другу анекдоты, чтобы поразмятся в смехе, прежде всего, над собой,
но есть предел, за который анекдот не выходит: француз, американец,
немец в анекдоте всегда хуже русского. Ясное дело: они в анекдоте не
анекдотичны. Они ищут линию поведения. Русский - без линии. Анекдот - единственная форма русского самопознания. Род терапии. Больше
того, род выживания. С другой стороны, это род отчаяния. Любимые герои
анекдота = бестолковые люди. Это русская черта. Мы - скопище бестолковых
людей. Бестолковщина - не раздражает, а смешит. Не подумали, не сообразили,
не предусмотрели - налетели, нарвались на реальность. Опростоволосились,
опозорились. И смех и грех. Мы коллективно бестолковы. Соборно - без
головы. Взялись за что-нибудь - не получилось. Вот - анекдот. И почему мы так легко смеемся над собой? Но это - не
просто. Мы не любим, когда нам не прощают бестолковщины. Мы бестолковы
в положительном смысле, в смысле презрения к поверхности жизни. Наша
бестолковщина приравнена к ценности. Это русская ценность - бестолковщина. Анекдочивание каждого акта жизни есть форма ее проживания. Без анекдота
русское существование было бы невозможно. Что же тогда заложено в голову
русского, если он не видит через призму анекдота? Это и есть главный вопрос. Русский язык подыгрывает анекдоту. В русском
синтаксисе спрятан эмбрион анекдота. На нарастающую проблему, прежде
всего, хочется отозваться анекдотически. Это искажение восприятия реальности,
особый способ увидеть мир. Анекдотический вирус. Избыточное воображение
и недостаточная рефлексия. Из мира выхватывается и развивается до предела
его несуразность. Чукча - гиперболизация русской бестолковщины, гипербестолковщина, которая,
с позиции русской бестолковщины, кажется тотальной бестолковщиной, а
русские выходят умеренно разумными существами. Мы смеемся над чукчами,
беспомощно стремясь сократить беспредел нашей бестолковщины. То же самое,
вроде бы, обэриуты. Они довели до предела принцип интеллигентной бестолковщины.
Культуру обокрали. И они крикнули страшным криком. Но анекдот не кричит.
Он даже не разговаривает. Он просто мычит и смеется, пережевывая культуру. "ОГ", N21, 1999
|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||
|